Досудебная претензия
04 август, 2016
Досудебная претензия – это смягченный вариант урегулирования возникших вопросов, не дошедших до судебного разбирательства. Это когда стороны пытаются при помощи компромиссов прийти к мировому соглашению.
В претензии указываются требования одной стороны к другой. В большинстве случаев в основу документа ложится неисполнение условий договора оппонентом. Во многих договорах присутствует такой пункт, где оговаривается, что в случае возникновения разногласий между сторонами в первую очередь необходимо попытаться разрешить конфликт в досудебном порядке.
Решение вопросов в досудебном порядке позволяет сэкономить обеим сторонам конфликта финансовые средства, время и нервы, так как судебная тяжба - это достаточно длительный и затратный процесс.
В законодательстве на данный момент отсутствуют строгие правила составления досудебной претензии. Обе стороны сами приходят к соглашению, которое должно быть оформлено в письменной форме. Также в новом документе прописываются сроки выполнения обязательств.
Цель претензии
Основная цель претензии – это соблюдения всех условий договора, прописанных в первоначальном документе. В случае дальнейшего судебного разбирательства (если стороны не пришли к соглашению) – это послужит весомым аргументом в пользу истца.
Грамотно составленная при юридической поддержке досудебная претензия, служит залогом решения спора мирным путем. Противоположная сторона, получая такой документ, понимает всю обоснованность приведенных в ней требований и в большинстве случаев решает все неустойки по первоначальному договору в досудебном порядке.
В случае неблагоприятного исхода дела и доведения разбирательств до вышестоящих инстанций, суд будет учитывать наличие претензии, составленной ранее. Особое внимание уделяется внесенным пунктам, в которых не должно быть расхождений.
Претензия работодателю
Наиболее распространенный вопрос, с которым обращаются к юристам – это как правильно составить претензию своему начальству. В большинстве случаев несогласия между сторонами касаются незаконного увольнения.
Помощь юриста при составлении досудебной претензии в этом случае будет весьма кстати. Данный документ должен содержать суть недовольства истца, их полное описание. При этом необходимо давать ссылки на законодательные акты, прописанные в Трудовом Кодексе.
О них все знает квалифицированный юрист.
Кроме этого, в виде списков, работник должен перечислить все свои требования, ссылаясь на их обоснованность и указать сроки выполнения. Если работник по вине работодателя понес финансовые потери, то необходимо указать сумму, а также сумму компенсации за полученный моральный ущерб. В конце претензии, в обязательном порядке указывается, что оставление документа без внимания со стороны руководителя чревато обращением вначале в Трудовую инспекцию, а затем в суд.
Претензия в банк
Юридическая консультация обязательна, как и наличие поддержки со стороны юриста при составлении досудебной претензии в банк. Данный документ может быть оформлен как самим банком, так и клиентом в случае несоблюдения условий договора.
Со стороны банка претензия в большинстве случаев содержит требования по уплате суммы кредита. Это случается при возникновении задолженности со стороны клиента. В обратную сторону, в банк, документ составляется, если банком взимались незаконные комиссии и осуществлялись прочие сборы. Помощь юриста необходима для грамотного составления претензии после анализа кредитной документации и договора, заключенного между банком и заемщиком.
Разногласия между налоговиками и налогоплательщиками, приобретение некачественного товара или получения услуг низкого качества и так далее. Ситуаций очень много и в каждой из них необходимо учитывать правила составления претензии.
Сроки рассмотрения
Определенных сроков рассмотрения досудебной претензии в законодательстве не существует. По этой причине рекомендовано указать срок рассмотрения в составленном документе. Как минимум на выполнение условий претензии дается 10 дней, если исходить из судебной практики. В случае отсутствия указанного срока максимальное количество времени в ожидание ответа не должно превышать 1 месяца.
При отсутствии ответа со стороны оппонента на указанные в письменном виде требования, истец имеет право подать исковое заявление в Арбитражный суд или другие вышестоящие инстанции.